В 2021 году бюджетные вливания в Пенсионный фонд могут сократиться более чем на 150 млрд рублей

Прослушать этот материал

Идет загрузка. Подождите, пожалуйста

Поставить на паузу

Продолжить прослушивание

Минфин оценил эффект для бюджета от повышения пенсионного возраста и НДС

Правительству осталось решить, как потратить собранные с экономики деньги (на фото министр финансов Антон Силуанов)

Минфин рассчитал, как скажется на бюджете повышение пенсионного возраста и НДС и сколько будет выделено на выполнение майского указа президента, следует из направленных в Госдуму Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019–2021 гг. «Ведомости» ознакомились с копией документа, подлинность подтвердили два федеральных чиновника.

На что именно будут потрачены дополнительные доходы, пока не ясно: структура расходов бюджета в документе консервируется. Бюджетный маневр в нем не прослеживается, констатирует директор Центра развития Высшей школы экономики Наталья Акиндинова. Пока это только подходы к формированию проекта бюджета на следующие три года, расчеты еще многократно изменятся, успокаивает представитель Минфина и обещает ответы на эти вопросы в самом бюджете. Но закон о бюджете будет готовиться в том числе по итогам обсуждения этой – «предварительной» – версии, замечает Акиндинова.

И доходы, и расходы федерального бюджета серьезно растут по сравнению с действующим бюджетом на 2019–2020 гг. Доходы (также на них сильно влияет налоговая реформа в нефтяной отрасли) в 2019–2021 гг. увеличатся до 18,7, 18 и 17,2% ВВП вместо 15,1 и 14,8%. Расходы в следующие два года составят 16,9% ВВП (в законе пока менее 16%), затем снизятся до 16,7%.

Повышение НДС с 18 до 20% в следующем году обеспечит федеральному бюджету дополнительные 633,5 млрд руб., в 2020 и 2021 гг. – 678 млрд и 728 млрд руб. соответственно, рассчитывает Минфин. Это больше, чем предусмотрено сопроводительными материалами к поправкам о повышении налога: 620 млрд руб. начиная с 2019 г.

Почему сложно поверить оптимистам из Минэкономразвития

А вот экономить на повышении пенсионного возраста (для мужчин до 65 лет и до 63 для женщин) федеральный бюджет начнет с 2020 г. Сначала трансферт на обязательное пенсионное страхование сократится всего на 9,3 млрд руб., а в 2021 г. экономия составит уже 156,3 млрд. В первые два года реформы бюджет сэкономит лишь на тех, кто должен был выйти на пенсию в 2019 г., поясняет старший научный сотрудник НИФИ Минфина Татьяна Омельчук. А это всего около 200 000 человек, учитывая, что большинство несостоявшихся пенсионеров и так продолжили бы работать, а часть не работает вовсе или работает неформально и взносы не платит, оценивает она. В 2021 г. не выйдут на пенсию уже две когорты людей – те, кто должен был оставить работу в 2020 и 2021 гг., продолжает Омельчук, в 2022 г. на рынке труда задержатся также две когорты, а в 2023–2024 гг. – уже три.

Эксперты оценили основные риски пенсионной реформы

А вот на сколько будут индексироваться страховые пенсии за счет повышения пенсионного возраста, Минфин в документе не указал. Именно необходимость найти ресурсы для ускоренного повышения пенсий чиновники называли главной причиной увеличения пенсионного возраста. И премьер Дмитрий Медведев, и социальный вице-премьер Татьяна Голикова обещали населению «щедрую» индексацию – на 1000 руб. ежегодно. Это вдвое быстрее, чем сейчас, и соответствует темпам роста зарплат (около 7%), говорит Омельчук, фиксированную выплату к страховой пенсии будут индексировать по инфляции.

В документе лишь указано, что рост расходов на обе индексации учтен, в связи с чем расходы Пенсионного фонда в 2019 г. вырастут на 69 млрд руб. по сравнению с заложенными в действующий трехлетний бюджет фонда, а в 2020 г. – на 74 млрд. Реальные доходы населения с учетом повышения пенсий в 2019–2021 гг. вырастут на 0,7, 1,4 и 2% соответственно, следует из приложенного к документу нового макропрогноза Минэкономразвития.

На все национальные проекты для исполнения нового майского указа президента Владимира Путина Минфин планирует выделить дополнительно по 1,1% ВВП в 2019–2020 гг. и 1,2% ВВП в 2021 г. Но на что именно и как изменится структура расходов в пользу обсуждавшегося увеличения трат на человеческий капитал, не ясно. Долю расходов консолидированного бюджета на здравоохранение и образование пока планируется сократить с 6,8% в 2018 г. до 6,5% ВВП в 2021 г. Хотя доля основных трат бюджета – на социальную политику, а также оборону и безопасность – несколько сократится: с 12,2 до 11,7% ВВП и с 4,8 до 4,6% ВВП соответственно. Деньги на увеличение расходов на другие направления заложены также в условно утвержденных расходах (т. е. не распределенных по статьям) – 0,4% ВВП и 0,8% в 2020 и 2021 гг. соответственно.

Минэкономразвития оценило последствия повышения НДС

Дополнительные вливания на указы президента вряд ли существенно изменят структуру расходов, ведь 1,1–1,2% ВВП распределят на 13 национальных проектов, пока не ясно, в какой пропорции, замечает Акиндинова. В мае правительство планировало самые большие суммы потратить на автодорожный проект (8,42 трлн руб.), демографический (3,55 трлн), инфраструктурный (1,79 трлн) и проект цифровой экономики (1,31 трлн), сообщал «Коммерсантъ» и подтверждал федеральный чиновник. На нацпроекты по здравоохранению, демографии, образованию и науке за шесть лет планируется потратить 1,5 трлн, 3,5 трлн, 674 млрд и 1,27 трлн руб. соответственно, заявила в пятницу Голикова.

На сколько и на какие именно направления будут увеличены расходы, власти окончательно определят к октябрю, говорит федеральный чиновник. Документ действительно ознакомительный, Минфин не несет ответственности за выполнение заложенных в него расчетов, указывает Александра Суслина из Экономической экспертной группы: план реалистичный и большее финансирование сейчас «невозможно физически».

Минфин оценил эффект для бюджета от повышения пенсионного возраста и НДС

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here