Как в российских вузах отреагировали на предстоящую реформу аспирантуры

Президент РАН Александр Сергеев

Предстоящая реформа аспирантуры в российских вузах вызвала неоднозначную реакцию у представителей научного сообщества — часть из них поддержали предложение Российской академии наук (РАН) об увеличении сроков обучения и обязательном написании итоговой диссертации, однако некоторые выразили опасения, что инициатива отрицательно скажется на образовательном процессе и финансовом положении будущих кандидатов наук.

Ранее глава РАН Александр Сергеев сообщил, что система аспирантуры в скором времени изменится за счет сокращения числа читаемых лекций и введения обязательного написания научной работы по итогам обучения. Сергеев отметил, что срок обучения в аспирантуре может вырасти с 3-4 до 5-6 лет. По словам главы РАН, инициатива уже нашла поддержку у министра науки и высшего образования Михаила Котюкова.

Корреспонденты агентства в регионах России поговорили с представителями вузов о предстоящей реформе. О том, что думают в высших учебных заведениях о новой инициативе РАН, — в материале ТАСС.

Необходимость диссертации

Руководство Мурманского арктического государственного университета (МАГУ) считает, что введение обязательной научной работы по итогам обучения в аспирантуре поможет повысить эффективность подготовки кадров высшей квалификации, способных преподавать в системе высшего образования и вести научную работу. «В настоящее время достаточно большой процент обучающихся в аспирантуре заканчивает ее без диссертации, обучение для многих становится формальностью. Поэтому решение об обязательной научной работе является своевременным и необходимым», — сказала проректор по научно-исследовательской работе МАГУ Мария Князева.

Ректор Новосибирского государственного университета Михаил Федорук считает, что аспиранты должны писать диссертацию. «Конечно, аспирантура должна заканчиваться защитой диссертации. Существующее требование представления некой научной работы, завершающей третий уровень обучения, выглядит ненужной формальностью, например, полтора месяца назад у меня защитился аспирант, который теперь, будучи кандидатом наук, потратил несколько недель на то, чтобы переделать текст своей диссертации в выпускную работу требуемого формата — и это вместо того, чтобы написать по результатам статью для журнала первого квартиля», — сказал Федорук.

По мнению доктора химических наук, профессора, завкафедрой органической химии и высокомолекулярных соединений Кабардино-Балкарского государственного университета Светланы Хашировой «при существующей системе обучения, если человек хочет заниматься наукой, ему вообще невыгодно поступать в аспирантуру».»Потому что в аспирантуре приходится опять ходить на лекции, заниматься наукой не может. Человеку уже 22 года и он решил, что пойдет в науку, а его опять продолжают учить. Сейчас те, которые реально хотят погрузиться в науку, идут соискателями, потому что они могут сдать три экзамена и заниматься тем научным направлением, которое ему интересно», — сказала Хаширова.

Проректор по научной работе ПсковГУ Анатолий Истомин заявил, что «очень положительно» оценивает инициативу РАН. «В аспирантуре люди должны заниматься наукой прежде всего, она для этого и существует. Сейчас на это внимания уделялось гораздо меньше, и сейчас не является обязательным элементом обучение в аспирантуре и защита кандидатской диссертации», — сказал Истомин.

Увеличение сроков

Собеседники ТАСС также отмечают, что для написания полноценной диссертации срока обучения в три-четыре года недостаточно. «В нынешних условиях сроки целесообразно увеличить, так как за три года выполнить серьезную работу нереально. Нужно перенимать положительный мировой опыт, так как человек должен выйти из аспирантуры исследователем мирового уровня», — отметил проректор по научной работе Северо-Кавказского федерального университета Андрей Лиховид.

В Карельском научном центре РАН высказали аналогичное мнение. «По ряду направлений подготовки, прежде всего естественно-техническим, 3-4 года недостаточно, чтобы полностью выполнить экспериментальную работу, опубликовать научные работы в высокорейтинговых журналах и подготовить кандидатскую диссертацию. Обычно на это уходит 5-6 лет», — сказала заведующая отделом аспирантуры центра Ольга Мещерякова.

«Что касается обязательной научной работы по итогам обучения в аспирантуре, то эта идея очень хорошая. Другое дело, что не всегда удается сделать такую работу необходимого качества за отведенный срок — 3-4 года. Возможно, придется или менять учебный план, или увеличивать врем обучения до 5-6 лет», — отметил проректор Уральского федерального университета по науке Владимир Кружаев.

Во Владимирском государственном университете считают, что увеличение сроков обучения положительно скажется на эффективности обучения. «Сейчас мы с огромным трудом выдерживаем показатель 25%, некоторый вузы — 30% аспирантов защищают кандидатские диссертации в течение срока аспирантской подготовки, а мы бы хотели, чтобы этот процент был гораздо выше. И в этой связи если будет увеличен срок подготовки по некоторым сложным инженерным и естественно-научным специальностям до 5-6 лет, то они успеют защититься до конца обучения. Это очень сильно повысит эффективность самой аспирантуры», — отметил Илья Паньшин, начальник управления научно-исследовательской деятельности вуза.

Однако по мнению декана факультета журналистики Воронежского госуниверситета Владимира Тулупова, сроки обучения не имеет смысла менять для гуманитарных специальностей. «Для гуманитарного направления 3-4 года на написание диссертации — вполне нормальный срок», — сказал Тулупов. Он также добавил, что если брать в расчет вторую ступень обучения — магистратуру, где студенты также пишут магистерскую диссертацию, то вместе с последующей аспирантурой итоговый срок обучения получается 5 лет, что «вполне достаточно».

Сами аспиранты также далеко не все соглашаются с необходимостью реформы. «Любые реформы должны быть в интересах людей и защиту их прав — интеллектуальных в том числе. В данном случае непонятно, как будет работать новшество, и как вообще можно заставить, обязать писать научную работу? Ведь право каждого — быть отличником или двоечником, написать работу или провалить ее», — сказала аспирантка филологического факультета Дагестанского государственного университета Камилла Саидова.

Финансовые проблемы

При этом ряд представителей вузов отметили, что вместе с реформой аспирантуры и увеличением сроков обучения необходимо подумать и о материальном достатке будущих ученых. Работники системы высшего образования также отмечают, что нынешней стипендии аспирантам не хватает.

«Изменение срока обучения аспиранта является оправданным для естественных и точных наук, ну а повышение стипендии все равно не решает финансовых проблем аспиранта, ведь в советское время она составляла около 90 рублей, что было половиной зарплаты инженера, на которые аспирант мог жить месяц и не искать дополнительных источников дохода», — считает Федорук.

В Мурманском арктическом государственном университете также считают, что проводить реформу бессмысленно без проработки механизма финансовой поддержки. «Следует обратить внимание на проблему финансовой поддержки аспирантов, без чего реформа может не оправдать себя в полной мере», — сказала Князева.

В Карельском научном центре РАН также отмечают важность финансового обеспечения аспирантов, так как в настоящее время стипендия аспиранта составляет около 4 тыс. рублей в месяц, а по техническим и естественным направлениям подготовки — около 7,5 тыс. рублей. Улучшить свое материальное положение сейчас аспирант может только получив стипендию президента РФ и правительства России, или именную стипендию от правительства Республики Карелия, заключили в научном центре.

Источник

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here